Старт телескопа Вебба перенесли на май 2020 года

Американское аэрокосмическое агентство NASA накануне сделало объявление, которое вновь расстроило многих ученых, спутало им карты и теперь приведет к повышенным тратам бюджетных средств. США в очередной раз, теперь почти на год, переносят запуск давно ожидаемой миссии космического телескопа Джеймса Вебба.

Назвав в качестве причины ряд технических загвоздок и ошибок, которых можно было избежать, в руководстве NASA заявили, что пуск перенесен с 2019 года на май 2020-го. Впрочем, у NASA нет другого выхода, поскольку все ошибки в конструкции должны быть исправлены на земле, ведь, в отличие от телескопа Hubble, возможности ремонта телескопа на орбите уже не будет.

Решение NASA уже вызвало бурную реакцию как ученых, так и политиков. «Сегодняшнее объявление, что запуск телескопа снова перенесен и его стоимость превысит $8 млрд, является печальным и неприемлемым… Эти продолжающиеся задержки и перерасходы подрывают доверие к NASA и его главному подрядчику Northrop Grumman. В NASA должны держать выполнять свои обещания налогоплательщикам», — заявил глава комитет Палаты представителей США по науке Ламар Смит.

Заключительная фаза интеграции научного оборудования и тестирования элементов космического телескопа NASA «James Webb» потребует больше времени, чем считалось ранее. После независимой оценки оставшихся задач перед отправкой в космос самой технически сложной обсерватории, запуск, запланированный на 2019 год, перенесен на май 2020 года.

«Космический телескоп «James Webb» является проектом с наивысшим приоритетом. В настоящее время все оборудование обсерватории готово, но проблемы с системой крепления, выявленные в ходе вибрационных тестов, побуждают нас предпринять необходимые шаги по их устранению и проведению дополнительных испытаний перед запуском», – сказал Роберт Лайфрут, исполняющий обязанности директора NASA.

В рамках международного соглашения с Европейским космическим агентством (ESA) о предоставлении желаемого окна запуска NASA проведет тщательную оценку расписания подготовки «James Webb» перед отправкой в космос. Как только будет определена новая дата запуска, NASA предоставит смету расходов на дополнительное тестирование и интеграцию, которая может превысить прогнозируемую стоимость, составляющую 8 миллиардов долларов.

«Учитывая инвестиции в проект NASA и наших международных партнеров, мы должны системно подойти к последним тестам, чтобы быть готовыми к запуску в мае 2020 года», – добавил Томас Цурбухен, заместитель администратора Научного представительства NASA.

Вам будет интересно:
Сериал Ведьмак (2019). Фото со съёмочной площадки и дата премьеры. Как будет выглядеть Геральт, Трисс, Цири

«James Webb» является научным преемником космического телескопа «Hubble». Он станет самой мощной космической обсерваторией из когда-либо построенных. Это чудо техники спроектировано, чтобы разгадать некоторые из величайших тайн Вселенной, от открытия первых звезд и галактик, образовавшихся после Большого взрыва, до изучения атмосферы планет вокруг других звезд.

В связи с ожидаемым перерасходом средств ученые опасаются, что телескоп Вебба может поставить под угрозу запуск других астрономических миссий, в первую очередь — миссии WFIRST (Wide Field Infrared Survey Telescope), которая планировалась на 2020-е годы. «Вебб может стать телескопом, который убьет астрофизику NASA», — предостерег Брайан Киттинг, космолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Его слова созвучны с оценкой журнале Nature,который еще в 2010 году назвал проект телескопом, который «сожрал астрономию».

Очередной перенос многострадальной и дорогостоящей миссии, которая должна прийти на замену космическому телескопу Hubble, не стал большой неожиданностью. В феврале Счетная палата США в своем докладе назвала планируемый на март-июнь запуск миссии «скорее невыполнимым» и заявила об угрозе превышения бюджета.

Телескоп Джеймса Вебба, запуск которого изначально планировался на 2007 год, имеет долгую историю переносов запуска и многократного роста стоимости. Разработка нового телескопа была начата еще в 1996 году, стоимость его оценивалась в $500 млн.

Основными целями телескопа должны стать космологические исследования, вопросы звездо- и планетообразования, поиск планет у других звезд. Значительную часть наблюдательного времени при этом планировалось отводить заявкам ученых, работающих и по другим тематикам.